Лекции по психологии

С 2010 года я читаю лекции по психологии в Сретенской духовной семинарии, а с 2020 года в Российском православном университете святого Иоанна Богослова. За это время в семинарии я прочел курсы по общей психологии, возрастной, социальной, истории психотерапии, психологическому консультированию.

Также я работаю над созданием цикла тематических семинаров, рассматривающих различные психологические проблемы человека в современном мире. Анонсирование лекций будет на сайте по мере их готовности.

Курс лекций для семинарии

В настоящее время я читаю курс лекций, который включает в себя такие области психологической науки как общая психология, история психотерапии, психологическое консультирование.

Соотношение житейской и научной психологии. Психология как наука. Понятия «психология», «психотерапия», «психологическое консультирование», «психиатрия». Становление научной психологии и ее влияние на развитие психотерапии, основные этапы.

Сознание как предмет психологии. Модели сознания и его свойства.

Поведение как предмет психологии. Стимул-реактивный подход. Представление о научении.

Необихевиоризм. Представление о промежуточных переменных. Основы оперантного бихевиоризма Б.Ф. Скиннера. Схемы подкрепления.

Метапсихология. Теория психического аппарата. Причины возникновения неврозов. Защитные механизмы психики. Этапы психосексуального развития. Особенности взаимоотношений «психоаналитик-пациент». Базовые принципы психоаналитической терапии. Основные процедуры и техники психоанализа.

Трехчастное строение психики. Представление о комплексах и архетипах.  Процесс индивидуации. Теоретические основы психотерапии. Этапы психотерапии. Техники терапии.

Представление о развитии личности. Творческое «Я», чувство неполноценности и компенсации, стремление к превосходству. Препятствия на пути к самосовершенствованию. Семейная органическая конституция. Социальный интерес (чувство общности). Чувства, мысли и характеристики поведения человека, отражающие развитость у него социального интереса. Стиль жизни, принцип фиктивного финализма. Консультирование на основе индивидуальной психологии. Методы и техники.

Основные представители экзистенциальной психотерапии (Р. Мэй, Р. Лэнг, Э. Фромм, В. Франкл). Основная проблематика: сущность и смысл бытия, одиночество, ответственность, становление, самоосознание, понимание.

Причины зарождения и общая характеристика гуманистической психологии. Гордон Олпор. Карл Роджерс. Конгруентность и самооценка личности. Основные положения и процесс консультирования в клиент-центрированной психотерапии. Абрахам Маслоу. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Самоактуализация и общество. Консультирование в теории Абрахама Маслоу.

Дж. Л. Морено. Истоки психодраммы. Представление о спонтанности и креативности. Понятие «роль». Основные этапы психодраммы.

Основные принципы гештальт-терапии. Циклы контакта. Типы прерывания цикла контакта. Структура невроза. Механизм гешталь-терапии. Описание консультативного процесса. Техники и процедуры гештальт-терапии.

Представление о структуре личности. Патологии в структуре личности. Транзакции. Психологические игры. Психологическая позиция. Запреты и ранние решения. Жизненный сценарий. Консультирование в транзактном анализе.

Р. Ассаджиоли как дериват психоанализа. Соотношение психосинтеза и психоанализа. Основные этапы и техники психосинтеза.

Основные положения вегетотерапии В. Райха. Представление об орогонной энергии.

Истоки когнитивной психотерапии. Дж. Келли и учение о личностных структурах. Когнитивная психотерапия А. Бека. Работа с «автоматическими мыслями», ошибочными суждениями, исправление способов мышления, выявление иррациональных идей.

Представление о гипнозе, внушении, убеждении (В.М. Бехтерев). Учение о гипнозе и его роль в психотерапии. Краткий исторический очерк. Ф Месмер и магнетизм. Д. Брейд и научный подход к гипнозу. Гипноз Ж. Шарко, И. Бернгеймера. Аутосуггестивные методы в психотерапии. Основы М. Эриксоновского гипноза.

Истоки. Холотропная психотерапия С. Грофа. Ребефинг. Опасности трансперсональной психотерапии.

НЛП как комплексное психотерапевтическое направление, необихевиористической ориентации. Основные источники НЛП. Представление о программах и программировании. Модальности. Коды доступа.

Заключительная лекция. Обзор психотерапевтических концепций в свете становления православно-ориентированной психотерапии.

Моя педагогическая философия

Преподавать – это значит для меня интересно подать учебный материал и увлечь учащихся темой лекции. Этому способствуют несколько аспектов, составляющих мою преподавательскую деятельность:

  • умение на живом примере объяснить преподаваемый материал, интерпретировать происходящие события с точки зрения научной психологии и тем самым установить связь теории с практикой. Происходит это благодаря включенности в происходящие события и их психологическому анализу;
  • непрерывное повышение квалификации психолога путем усвоения различных обучающих программ, участие в тематических семинарах и конференциях стало моим образом жизни. Когда я сталкиваюсь с различными мнениями, сравниваю их, я обогащаюсь новой информацией, и у меня появляется собственное видение темы;
  • изучение научной литературы погружает меня в мир психологии, – в мир, в котором все структурировано, разложено по полочкам и где есть возможность найти ответ на многие жизненные проблемы;
  • совместное со студентами обсуждение вопросов в рамках семинаров значительно обогащает проведение лекций, открывает новые аспекты рассматриваемых проблем. Порой студенты ставят неожиданные вопросы, на которые не всегда находятся готовые ответы. Также на занятиях мы с увлечением заслушиваем доклады, заявленные самими учащимися по интересующим их темам;
  • работа над собственными публикациями требует скрупулезного осмысления изучаемой проблемы, а на последнем этапе – облечение ее в правильно выверенную форму – придает красоту подаваемому материалу;
  • и конечно же ведение психологического консультирования – а как же без собственной практики? Для меня важно видеть, как теория отражается на практической работе, как она подтверждается жизнью и приносит добрые плоды в сложных жизненных ситуациях человека.

Повышение квалификации

  • “Принципы создания учебных презентаций”. ООО “Директ-Медиа” (www.biblioclub.ru) – “Университетская библиотека онлайн” (7 сентября 2021 г.).
  • “Miroтворцы: инструменты виртуальной доски Miroдля создания онлайн-интерактивов”. Илья Столяров, Мария Кондратьева. ООО “КТТИМ” (в объеме 15 часов, с 10 по 26 декабря 2020 г.).
  • “Академическое письмо в научной деятельности психолога”. Московский государственный психолого-педагогический университет (в объеме 72 часов, с 2 октября по 4 декабря 2020 г.).
  • “Перевод обучения из офлайна в онлайн”. ООО “Центр онлайн-обучения Нетология-групп” (в объеме 20 часов, с 6 апреля по 20 мая 2020 г.).
  • “Организация электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий”. Дополнительная профессиональная программа. НОЧУ ДПО “Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования” (в объеме 144 часов, с 13 апреля по 13 мая 2020 г.).
  • “Методики и технологии электронного и дистанционного обучения в условиях стандартизации современного образования”. Дополнительная профессиональная программа. ООО “Издательство “Учитель” (в объеме 72 часа, с 13 по 27 апреля 2020 г.).
  • “TikTok – продвигаем бизнес и личный бренд. Онлайн-семинар. MyAcademy (22 апреля 2020 г.).
  • “Что такое программированное обучение?” Онлайн-семинар. Владимир Наумов. Корпоративный онлайн университет” (в объеме 2 ак. часов, 19 марта 2020 г.).
  • “Убеди меня, если сможешь: практикум по основам критического мышления”. Образовательная программа. Интенсив Дмитрия Скворцова. Образовательная платформа “Синхронизация” (в объеме 3,5 часа, 4 мая 2019 г.).
  • “Этикет деловой переписки”. Учебный курс Светланы Гончар. Учебный центр “Сити-Класс” (в объеме 4 ак. часа, 23 января 2019 г.).
  • “Управление деятельностью вузов. Нормативно-правовое и методическое обеспечение приема для обучения по программам высшего образования”. Дополнительная профессиональная программа. Министерство образования и науки РФ, Национальный исследовательский технологический университет “МИМиС” (в объеме 16 ак. часов, с 20 по 21 ноября 2015 г.).
  • “Нормативно-правовое и методическое обеспечение приема для обучения по программам высшего образования. Управление деятельностью вузов”. Дополнительная профессиональная программа. Министерство образования и науки РФ, Национальный исследовательский технологический университет “МИМиС” (в объеме 32 ак. часа, с 24 по 25 апреля 2015 г.).
  • “Планирование и реализация учебного процесса с учетом изменений ФГОС ВО”. Семинар. Министерство образования и науки РФ, Московский педагогический государственный университет (с 19 по 20 февраля 2015 г.).
  • “Интернет-журналистика”. Учебный курс. “Школа интернет-профессионалов” (с 8-31 января 2010 г.).
  • “Контент-менеджер (редактор сайта)”. Учебный курс. “Школа интернет-профессионалов” (в объеме 56 уч. часов, выдан в декабре 2009 г.).
  • “Референт руководителя – администратор (менеджер по кадрам)”. Профессиональная переподготовка. Правительство Москвы, Комитет образования, Центр профессиональной адаптации “Новая специальность” (с 1 сентября по 20 ноября 2006 г.).
Subscribe
Notify of
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сайт психолога-консультанта Дмитрия Дементьева
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x