НЕОБХОДИМО ВЫЙТИ ИЗ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ, ПОСКОЛЬКУ ОН ИСКАЖАЕТ ВОСПРИЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ (НАТАЛЬЯ СПЕНСЕР). 

ШЕСТОЙ СЕМИНАР В ШКОЛЕ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА

 С 12 по 15 января в Международной школе Транзактного анализа проходил шестой семинар из цикла программы обучения.

Автор и ведущая программы Наталья Спенсер с участниками семинара

Семинар был посвящен основной теме Транзактного анализа – жизненным сценариям и методам проведения их диагностики.

Автор и ведущая программы – Наталья Спенсер, транзактный аналитик, тренер и супервизор EATA, интегративный психотерапевт.

Автор и ведущая программы Наталья Спенсер

Согласно определению ведущей, жизненный сценарий – это неосознанный план жизни, основанный на решениях, принятых нами в детстве и подкрепляемый родителями. Он есть у большинства людей. В Транзактном анализе изучается данный феномен – жизненный сценарий и методы его диагностики, чтобы помочь человеку выйти из него и принимать иные решения.

Мы создаем себе сценарий, поскольку у нас есть потребность в структуре. Мы истолковываем реальность в соответствии с нашим возрастом, и это происходит уже с самого нашего рождения. Так, ребенок может не осознавать, что окружающая его жизнь – очень трудная, но он это проживает. Бывают, конечно, и позитивные жизненные сценарии.

Обычно мы прибегаем к сценарию в ситуации угрозы удовлетворения наших потребностей. В этот момент запускается сценарный процесс, формирование которого было заложено еще в детстве. Чаще всего сценарий носит категоричный, экстремальный характер. Это наилучшая стратегия выживания для ребенка в условиях враждебной для него или обстановки угрожающей его существованию. Сценарные решения принимаются на основе эмоций и младенческой проверки на соответствие с действительностью. В сценарии существует искаженное восприятие реальности, ограниченное фиксацией его на возрастном уровне в прошлом, а также в связи с конкретным контекстом произошедшего тогда события.

Как отметила Наталья Спенсер, мы должны рассматривать это сценарное решение, понимая, в каком контексте и в каком возрасте оно было принято. Поскольку если мы принимаем это сценарное решение в детском возрасте и в дальнейшем оно, неоднократно повторяясь, срабатывает, то наша жизнь уже начинает служить тому, чтобы подтверждать это сценарное решение снова и снова. И вся реальность начинает фактически подгоняться под этот сценарий и его подтверждать. Сценарий – это паттерн, который повторяется вновь и вновь. Необходимо выйти из жизненного сценария, потому что, в идеале, мы должны воспринимать жизнь такой, какой она есть в ее разнообразии, в ее изменяемости, иначе мы не сможем откликаться на что-то новое. Жизненный сценарий можно сравнить с очками, сквозь которые мы пропускаем только определенную информацию: если какая-либо информация не проходит, мы ее либо отбрасываем через наш сценарий, либо искажаем, чтобы она в него вложилась, – в наш сценарий-форму, которая была сформирована.

 

На семинаре также подробно была рассмотрена теория развития личности в Транзактном анализе и концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, согласно которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития и тем самым подготавливает свой переход к следующей стадии.

Изучение теории на семинаре сопровождалось выполнением различных упражнений на определение и анализ собственного жизненного сценария.

Дмитрий Дементьев

 

КОРОТКО О ТРАНЗАКТНОМ АНАЛИЗЕ

(по материалам сайта Международной школы Транзактного анализа)

Транзактный анализ (ТА) – это стройная система практических моделей, описывающая человека, его поведение, предопределенность его жизни и то, как она сформировалась. Транзактный анализ в дословном переводе означает «анализ взаимодействий». Он занимается качественным изменением взаимодействия человека с самим собой и окружающим миром.

Подход основал известный психиатр Эрик Берн, автор бестселлера «Игры, в которые играют люди». Он считал, что целью эффективной терапии должно стать достижение личностью автономности от сценария. Данная предопределенность формирует 90% нашей жизни, ограничивает нас и лишает новых возможностей и путей. Действительно ИСЦЕЛЯЮЩИМИ могут быть только ОТНОШЕНИЯ, а не теории и методики, как бы глубоко мы их не изучали и не осознавали. Именно поэтому в школе транзактного анализа большой акцент делается на взаимоотношениях: в группе во время обучения, между консультантом и клиентом. Именно через развитие и укрепление отношений происходит изменение нас и наших клиентов.

Транзактный анализ отличается четкой структурой и пониманием того, на что и как воздействует психолог в своей работе. Он в комплексе работает с мыслями, чувствами, телом и поведением человека.

Транзактный анализ помогает с простыми проблемами человека, которые касаются карьеры, семьи, взаимоотношений с окружающими, так и со сложными глубинными личностными проблемами, связанными с тяжелым сценарием жизни, когда нужно фактически родиться у себя заново.

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА

Контракт. В транзактном анализе между специалистом и клиентом заключается контракт: он задает рамки работы и оговаривает результат – какие именно изменения хочет получить клиент с помощью терапевта. Во время сессий клиент меняется, и контракт верифицируется, отражая цели клиента и показывая, насколько он к ним приблизился.

Работа с эго-состояниями. Человек в разных ситуациях может проявлять себя в одном из трёх эго-состояний: Родитель, Взрослый и Дитя. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Транзактный анализ учит работать со всеми тремя эго-состояниями, помогает разрешить застарелые внутренние конфликты, распутать и залечить старые травмы, помогает восстановить утраченные связи между отколотыми частями личности и восстановить целостность, находить более эффективные уровни контакта с собой и окружающими.

Сценарий жизни. Еще одна важная составляющая транзактного анализа – понимание как работать со сценарием жизни. Мы программируем нашу жизнь, исходя из целой и сложной системы посланий от наших родителей, и наших природных возможностей принимать свои независимые решения и противостоять этой системе. Транзактный анализ имеет несколько подходов к изменению этой системы. Это не просто работа с воздействием на человека его проекций и интроектов, а возможность «перезапустить» систему жизненной предопределенности. Свое «Я» транзактный анализ учит понимать комплексно, работая с чувствами, умом, телом и поведением.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА

Трехлетняя программа разработана в соответствии со стандартами Европейской ассоциации Транзактного анализа EATA. Данная программа «курса 202» – «Транзактный анализ: от консультирования до глубинной психотерапии» – особенная: в ней не просто уникальные техники и методики, здесь учат устанавливать глубокий контакт с клиентами с первых сессий, дается структура и понимание работы транзактного аналитика. Данный курс включает все современные достижения, основы и модели транзактного анализа.
Уровень программы и количество часов достаточны, чтобы подготовиться и сдать экзамен на Сертифицированного транзактного аналитика в психотерапии (СТА-P).

Курс рассчитан на три года. Модули проходят каждые три месяца:

Первый год обучения

Семинар 1: Контрактный метод в транзактном анализе. Философия транзактного анализа (ТА). Структура личности в ТА. Эго состояния. Структурная модель. Четыре метода диагностики по Э. Берну.

Семинар 2: Искусство коммуникации в ТА. Транзакции. Функциональная модель. Теория поглаживаний, эмоциональная грамотность.

Семинар 3: Личностные стили и адаптации. Процессуальная модель. Основы психологического консультирования. Первая встреча с клиентом.  Формирование психотерапевтического альянса.

Семинар 4: Работа с утратами и горевание. Теория привязанности. Зачет первого года обучения. Подведение итогов, творческие задания, повторение, интеграция пройденного материала.

Второй год обучения

Семинар 5: Эмоции человека. Эмоциональный рэкет. Теория социального взаимодействия: психологические игры, структурирование времени.

Семинар 6: Жизненные сценарии, диагностика сценария. Теория развития личности в ТА, различные модели.

Семинар 7: Этика в ТА, границы, культурный Родитель. Прошлое в настоящем: перенос – контрперенос в ТА.

Семинар 8: Планирование работы: лечебные планы в ТА, сценарная система, и другие модели. Зачет второго года обучения, практические задания. Подведение итогов, повторение, интеграция пройденного материала.

Третий год обучения

Семинар 9: Личностные расстройства в диагностических руководствах по психическим расстройствам DSM IV-V; МКБ-10. Транзактный метод: работа в группе, имаго, динамика развития.

Семинар 10: Психотерапия личностных расстройств, расстройств характера и настроения. Школа переродительствования Шиффоф в ТА. Особенности реперентинга.

Семинар 11: Школа перерешения Гулдингов в ТА. Терапия нового решения. Духовный ТА.

Семинар 12: Интегративный ТА, школа отношений. Классический бернианский анализ. Финальный экзамен, подведение итогов всего курса обучения. Вручение сертификатов.