ГНЕВ МОЖНО ПРИРУЧИТЬ

Дмитрий Дементьев

Как говорит авва Исайя в «Добротолюбии», четыре вещи ввергают нас в гнев: когда мы не достигаем желаемого; когда встречаем сопротивление своей воле; когда хотим учить, а нам возражают; когда полагаем себя мудрыми, а слышим замечания в свой адрес. Гнев – сильная эмоциональная реакция. Она заключается в возмущении, негодовании в связи с чьей-то виной и побуждает человека к нападению на обидчика.

Гнев – одна из врожденных эмоций человека. Святитель Иоанн Златоуст сравнивает его с псом, который полезен своим лаем против волков, разбойников и воров, истребляя нечистые и порочные помыслы. Также святитель пишет, что гнев полезен пробуждением нас от сонливости, сообщением душе бодрости. Но этого пса необходимо научить следовать закону. Ведь всегда остается опасность, что он ослушается пастуха и примется кусать овец! 

Святитель Григорий Богослов пишет, что природа, даровавшая нам гнев, также дала нам и силу владеть гневом: «Это Божий дар – под руководством и управлением разума».

«Как же сделать, чтобы страсть не возбуждалась где не должно? – рассуждает святитель Василий Великий. – Обучись предварительно смиренномудрию». Нельзя, чтобы раздражительность шла впереди мысли: «станем же обходиться с нею [раздражительностью], как с конем, который дан нам в управление, покоряется разуму, как некоторой узде, никогда не выступает из своего собственного долга, но идет, куда ему укажет разум».

Итак, в момент гнева важно проявить смиренномудрие и распознать это чувство в себе: почему я гневаюсь? Что со мной не так? Чем я недоволен? Осознавая это состояние, мы сможем вступить во взаимодействие с гневом, управлять им. Осознав же гнев, мы уже можем его укротить, по слову святителя Иоанна Златоуста, «набросив на него со всех сторон крепкую узду – страх будущего Суда» и «воспоминанием кротости Христа».