ПОНИМАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Социально-психологический тренинг (СПТ) – это метод групповой работы, направленный на всестороннее развитие человека, главной целью которого является развитие компетентности в общении. По принадлежности СПТ к основным школам психологии, выделяют тренинги гуманистической, психоаналитической и бихевиористской ориентации. Рассмотрим понимание социально-психологического тренинга в русле данных подходов, отмечая черты их сходства и различия.

 

По мнению, И. В. Вачкова, тренинг, являясь формой практической работы, отражает в своем содержании парадигму того направления, в русле которого работает данный психолог [2].

Психодинамический подход — сюда, прежде всего, стоит отнести психодраму, транзакционный анализ и телесно-ориентированную терапию. Социально-психологический тренинг в данном подходе выражен в основном в виде ролевого тренинга, в ходе которого участники, примеряя на себя разные роли, разыгрывают различные эпизоды. Понимание СПТ в рамках психодинамического подхода идет через изучение бессознательных психических процессов. Осознание себя в результате проведенного тренинга происходит за счет извлечения бессознательного наружу, анализа символов, ощущений, реакций тела. Поэтому социально-психологический тренинг должен быть построен таким образом, чтобы он помогал проявиться бессознательному во внешнем плане. Основными задачами СПТ в рамках психодинамического подхода являются следующие:

  • научиться правильно вести себя в любых сложных и лично-значимых ситуациях;
  • научиться с легкостью ориентироваться во всех стандартных житейских ситуациях и конфликтах легкого типа на работе и в общении с близкими;
  • легко и непринужденно чувствовать себя и действовать в компании других людей;
  • проработать спонтанное поведение;
  • развитие эмпатии по отношению к своему партнеру;
  • развитие невербальных способов общения.

Поведенческий подход. В данном подходе понимание СПТ основывается на постулатах бихевиоризма, а именно на том, что человек получает свой жизненный опыт через научение, тем самым эффективным способом исправления поведения является отучивание и переучивание, тренинг направлен в основном на репетиции поведения. Представители данного подхода основываются на проявлениях поведения как единственном психологическом проявлении, которое можно наблюдать со стороны. Неправильное повеление человека в данном ключе — это результат неправильного научения. Переучивание происходит посредством характерных методов бихевиоризма: научение на основании моделей, научение по отношению к социуму, оперантное обусловливание. Целями СПТ в рамках поведенческого подхода являются:

  • умение диагностировать разноплановые проблемы, разрешать конфликты и укреплять групповую сплоченность;
  • улучшение навыков общения, целью которого является эффективное межличностное взаимодействие в различных ситуациях, например, переговоры, продажа товаров и услуг;
  • обсуждение реальных проблем участников группы, поиск решений, помощь в практике руководства;
  • рассмотрение и научение поведения, ожидаемое обществом (или членами группы) как желательное, научение приспособительным навыкам.

Гуманистический подход. Отличие данного подхода от предыдущих заключается в целостном видении человека, в данном случае подчеркивается его уникальность и ценность. Самым распространенным видом СПТ в русле данного подхода является тренинг сензитивности. Неправильное поведение и расстройства личности видятся следствием недостаточного самовыражения, дезадаптация проявляется в те моменты, когда наивысшие потребности уходят на второй план, причиной чего служит плохое понимание и непринятие себя, отсутствие целостности. Социально-психологический тренинг в этом ключе направлен на возможность создания условий для переживания человеком эмоционального опыта, через который он сможет понять и принять себя, а также научиться социально интегрироваться. Цели и задачи тренинга в русле гуманистического подхода следующие:

  • развитие компетентности;
  • устранение лживости, снижение психологической защиты и, как следствие, развитие самопознания;
  • формирование психологической культуры;
  • формирование активной социально-психологической позиции.

В настоящее время социально-психологический тренинг является часто используемой формой групповой работы. Представители различных психологических направлений выделяют общие моменты в характере изменений участников социально-психологического тренинга. Так, в результате него развиваются и стабилизируются коммуникативные способности, что позитивно отражается на навыках межличностного общения [4]. Путь к развитию этих навыков зависит от выбранного психологического направления: работа с бессознательным; безусловное принятие себя таким, какой ты есть; смена эталонов поведения. Другие изменения касаются социально-психологической компетентности, умения находиться в социуме, понимать свое окружение, выбирать форму общения адекватно сложившимся обстоятельствам [2]. В психодинамическом подходе такие результаты приходят через преодоление препятствий бессознательного; бихевиористы подробно рассматривают внешние аспекты поведения, развивая навыки социальной перцепции. В гуманистическом подходе стимулируется открытость, понимание и принятие поведенческих особенностей окружающих людей. Следует отметить такой важный результат от СПТ, как развитие эмпатии — сопереживания, данный эффект достигается более всего в ходе тренингов гуманистического подхода, но менее проявлен в поведенческом и психодинамическом направлениях.

Социально-психологический тренинг (СПТ) был разработан в 1970 г. М. Форвергом, в России этот психологический метод широко стал использоваться с 1982 года после опубликования Л. А. Петровской монографии на тему теоретических и методических проблем СПТ. Данный вид тренинга представляется как метод психологической работы в группе, направленный на развитие компетентности человека в общении [4]. Из определения СПТ можно выделить его главную цель: развитие компетентности в общении. Задачи социально-психологического тренинга: формирование необходимых в общении навыков и умений; коррекция имеющихся и формирование новых установок для полноценного успешного общения; освоение знаний в области коммуникаций. В основном СПТ направлен на три категории людей: руководителей чего-либо; людей, активно вовлеченных в общение по долгу своей службы (учителя, врачи, сфера обслуживания и т.д.); людей, которые не могут полноценно участвовать в коммуникационном процессе и испытывают связанные с этим психологические трудности.

Разнообразие понятия «социально-психологический тренинг» и его результатов, полученных эффектов от проведенной работы дает большую возможность в создании и проведении разнообразных тренинговых программ с учетом выбранного направления и поставленных целей.

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
  2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. — М.: Ось-89, 2001. — 224 с.
  3. Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. — СПб.: Речь, 2002. — 80 с.
  4. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  5. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. — М.: Генезис, 2003. — 272 с.

 

Дементьев Д.В. Понимание социально-психологического тренинга в различных психологических направлениях: сравнительный анализ. // Обзор педагогических исследований, Том 3, №5, 2021. С. 205-207