Собор Архангела Гавриила

Второе место в ряду Ангелов, после Архангела Михаила, принадлежит Гавриилу: имя, означающее Силу Божию. Архангел сей в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Так, должна ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, весть о сем зачатии возлагается на Гавриила. Должно ли произойти бессеменное зачатие Самого Сына Божия – честь благовестил о сем достается снова Гавриилу. Сей же Архангел, по мнению богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ее всечестного Успения. Поэтому Церковь именует его “служителем чуда”. Но, служа чудесам, он по тому самому есть особенный служитель и тайн Божиих. Святая Церковь изображает его иногда с райскою ветвию в руке, которая была им принесена Богоматери, а иногда – в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеча, а в левой – с зерцалом из ясписа.
Изображает с зерцалом, потому что Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображает со свечою в фонаре, потому что судьбы Божий бывают сокрыты до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются только теми, которые неуклонно смотрят в зерцало Слова Божия и своей совести.
Из сочинений Иннокентия, архиепископа Херсонского

ПЕСНОПЕНИЕ ПАНИХИДЫ

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественная вашея славы, сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избавите нас, яко чиноначальницы вышних Сил.
«Небесных воинств Архистратиги, непрестанно молим вас мы, недостойные, чтобы вы оградили нас вашими молитвами / под кровом крыл невещественной вашей славы / сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: “От бед избавьте нас, / как начальники Вышних Сил!”»
Тропарь, глас 4
Пресветлыя, и Честныя, и Вседетельныя, пренеисчетныя и страшныя Троицы ты еси, Архистратиже, славный служителю и молитвенниче, ныне непрестанно моли избавитися нам от всяких бед и мук, да зовем ти: радуйся, покрове рабом твоим.
«Пресветлыя, и Честныя, и Вседетельныя, пренеисчетныя и страшныя Троицы Ты еси, Архистратиже, славный служителю и молитвенниче, ныне непрестанно моли избавитися нам от всяких бед и мук, да зовем ти: радуйся, покрове рабом твоим».
Кондак Архангелу Гавриилу, глас 8

ОБ АНГЕЛАХ

Прославлять Ангелов – наш долг: они, воспевая Творца, обнаруживают Его милость и благорасположение к юдям.
Святитель Иоанн Златоуст
Служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие действием Сына и поддерживаются в бытии присутствием Духа. Назначение же Ангелов – святость и пребывание в святости.
Святитель Василий Великий
Девять чинов Ангелов имеют наименования, сообразно их природе и деятельности – Престолы, Херувимы, Серафимы, Силы, Господства, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. Называются они бесплотными, потому что невещественны; умными, так как они – умны; и воинствами, поскольку они – служебные духи (Евр. 1, 14) Царя всяческих. Кроме того, они имеют имена общие и собственные, то есть называются Силами и Ангелами. Первое есть собственное название одного чина, но по деятельности своей все девять чинов называются Силами, ибо все могут приводить в исполнение Божественную волю. Ангелы – тоже собственное имя одного из чинов, первого от нас и девятого от Страшного Престола; по деятельности же все называются Ангелами (Вестниками), как возвещающие людям Божественные повеления.
Преподобный Петр Дамаскин
После Троицы – светозарные невидимые Ангелы. Они свободно ходят вокруг Великого Престола – быстродвижимые умы, пламень и Божественные духи – и усердно служат высоким велениям Бога. У них нет ни супружества, ни скорбен, их не разделяют друг от друга ни стены, ни обители. Они все единомысленны, и каждый тождествен сам с собой: одно естество, одна мысль, одна любовь – вокруг Великого Царя Бога. Они не ищут утешения ни в детях, ни в супругах, ни в том, чтобы для них нести сладостные труды. Не вожделенно им богатство, не вожделенны и те помышления на злое, какие смертным приносит земля. Они не плавают по морям, не сеют в угождение необузданному чреву, этому исходищу греха. У них одна совершеннейшая пища – насыщать ум величием Божиим и в Светлой Троице черпать безмерный свет. Одинокую жизнь проводят эти чистые служители чистого Бога. Они просты, духовны, проникнуты светом, не от плоти ведут начало и не обретают плоти, но пребывают, какими были созданы. Для них в девстве уготован путь богоподобия, ведущий к Богу, согласный с намерениями Бессмертного, Который премудро правит кормилом великого мира.
Святитель Григорий Богослов

У КАЖДОГО ЕСТЬ АНГЕЛ

К каждому из верных приставлен Ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного… Что с каждым из верных есть Ангел, который как воспитатель и пастырь управляет его жизнью, против этого никто не будет спорить, помня слова Господа: не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10). И псалмопевец говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его (Пс. 33, 8). Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами плохими делами. Как пчел отгоняет дым и голубей – смрад, так и хранителя нашей жизни, Ангела, отдаляет прискорбный и смердящий грех… Поскольку святого Ангела, ополчающегося вокруг боящихся Господа, имеет каждый из нас, то грехи могут стать причиной бедствия: нас перестанет закрывать стена, то есть святые Силы, которые делают людей непобедимыми, пока пребывают с ними.
Священник Григорий Дьяченко,
«Уроки и примеры христианской веры.
Опыт катехизической хрестоматии»

АНГЕЛ НАПРАВЛЯЕТ И ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ

В книге сербского святителя епископа Николая (Велемировича, 1956 г.) “С нами Бог” приводится такой случай, произошедший с православным английским священником отцом Кириллом. Отец Кирилл проводил все свое время либо в богослужении, либо в посещении больных и бедных. Однажды он остановился около своего дома, размышляя, чей дом ему сейчас лучше посетить. Вдруг он услышал голос – голос Ангела Хранителя: иди и навести такую-то старицу. Он послушался и пошел туда. Когда он вошел в дом этой женщины, она удивленно вскрикнула, потому что только что молилась Ангелам Божиим, чтобы привели они к ней отца Кирилла. “Видите, – сказала она, – я больна, мне некого было послать за вами. Здесь, в соседней комнате, роженица, а новорожденный при смерти. Поспешите, отче!” И отец Кирилл успел окрестить дитя перед смертью.

Другой случай. Однажды зимой после обеда отец Кирилл задержался в лачуге бедняков. Когда он собрался домой, стемнело. В темноте он пошел вниз по лестнице, и вдруг кто-то толкнул его назад. Он снова стал спускаться, и опять чья-то рука сильно оттолкнула его. Отец Кирилл вернулся в дом, попросил свечу и со свечой в руке стал спускаться. Но когда он оказался на той ступеньке, где его толкнули назад, то увидел, что нижняя часть лестницы разрушена. Если бы в темноте он сделал еще один шаг, то упал бы и разбился. Но рука Ангела оттолкнула его и тем самым спасла от смерти.

Из книги «Чтение на каждый день Великого поста»
Автор-составитель Дмитрий Дементьев

Назад|Далее