Прошел авторский онлайн курс А.С. Андреева “Психотерапевтические группы: технологии и аутентичность”
ПРОШЕЛ АВТОРСКИЙ ОНЛАЙН КУРС А.С. АНДРЕЕВА «ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕХНОЛОГИИ И АУТЕНТИЧНОСТЬ»
С 26 мая по 13 июня 2020 года в «Ресурсном институте социальной практики» прошел курсы повышения квалификации по авторской программе А.С. Андреева «Психотерапевтические группы: технологии и аутентичность».
В ходе обучения особое внимание придавалось раскрытию сложного для практикующего психолога вопроса выстраивания работы с группой и “не потерять себя”. Цель программы – обучить слушателей современным методикам группового консультирования с опорой на собственную индивидуальность, и ее ключевыми преимуществами является уникальный авторский подход к балансу технологичности и аутентичности самовыражения в работе психолога.
Программа ориентирована на практику: во время занятий слушатели получают полезные знания и умения в области групповой психологической работы, основанной на самых актуальных на сегодняшний день подходах и методах. Курс предназначен для профессиональных психологов и тех, кто только начинает работать с группами. Объем программы – 16 часов. В конце обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.
Преподаватель программы – Андреев Александр Сергеевич, доктор психологических наук, психотерапевт, обучающий тренер Московского института гештальта и психодрамы; профессор кафедры психологии ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», профессор кафедры психологии и социальной работы Евпаторийского Института социальных наук ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского».
В результате обучения слушатели узнают:
– Современные теории, подходы и методы группового консультирования.
– Наиболее популярные психотехники групповой работы, в том числе “bodymind” и “mindfulness” подходы.
– Что такое аутентичность психолога и как ее использовать в групповой работе.
– Возможности интеграции различных подходов и методик для создания собственного уникального стиля работы.
В результате обучения слушатели научатся:
– Организовывать групповое пространство.
– Ориентироваться в текущей групповой ситуации и справляться с возникающими сложностями.
– Устанавливать контакт и запускать процесс группового взаимодействия.
– Аутентично проявлять себя в ходе групповой работы.
– Вовлекать в групповой процесс пассивных участников и разрешать конфликтные ситуации.
– Находить ресурсы и возможности быстрого самовосстановления.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Тема 1. Базовые понятия, связанные с групповой психологической работой. Виды и классификации психологических групп.
Базовые понятия, связанные с групповой психологической работой: психологический тренинг, групповое психологическое консультирование, групповая психотерапия, групповая психокоррекция. Разновидности классификации методов групповой психологической работы по теоретическому основанию, целям и методам работы.
Тема 2. Основы теории психологической / психотерапевтической работы с группой.
Основные теоретические положения психологической / психотерапевтической работы с группой. Основные цели: оптимизация поведения, исследование бессознательного, развитие осознанности. Основные подходы к групповому консультированию. Этические аспекты групповой работы. Групповые правила. Управление групповым процессом.
Тема 3. Закономерности групповой динамики.
Основные этапы:
1) этап знакомства (формирование группы);
2) Этап формирования социометрической структуры группы (становление группы);
3) этап конфликтов и формирования иерархической структуры группы;
4) этап стабильности и сотрудничества;
5) этап самоорганизации.
Иные взгляды на групповую динамику. Зависимость групповой динамики от организации группового процесса и его целей.
Тема 4. Структурные компоненты группового психологического процесса.
Структурные компоненты группового психологического процесса:
(1) шеринг и его разновидности (знакомство, шеринги после отдельных блоков группового процесса, завершающий шеринг),
(2) дидактический материал,
(3) «разогревающие» упражнения,
(4) упражнения по теме тренинга,
(5) психотерапевтические сессии и их разновидности («виньетки» и продолжительные сессии, консультативные и психотерапевтические сессии),
(6) групповая дискуссия.
Тема 5. Методы групповой терапии и консультирования.
1) сократовский диалог;
2) некоторые приёмы гештальт-терапии;
3) методы арт-терапии (работа с рисунком, лепка, голосовая и танцедвигательная терапия);
4) методы телесно ориентированной направленности;
5) элементы психодрамы;
6) принципы расстановок по Б. Хеллингеру;
7) применение элементов трансперсонального подхода в терапии.
Тема 6. Формирование навыков психологической работы с группой.
Формирование доброжелательной и доверительной атмосферы в группе. Установление социально-психологического контакта. Развитие отношений и удовлетворение потребностей. Завершение диалога. Обратная связь как ассимиляция приобретенного опыта. Трудности в работе: пассивность участника (-ов), конфликт, агрессия. Невротические сопротивления (защиты): виды и способы работы с ними.
Тема 7. Аутентичность: понятие и применение в групповой работе.
Понятие аутентичности. Актуальность, осознанность, свобода и ответственность. Методы развития осознанности. Приёмы развития аутентичности в творческом самовыражении, мышлении, движении и повседневной деятельности. Творческое состояние. Аутентичность и саморегуляция: свобода и воля.
Тема 8. Психологическая поддержка. Саморегуляция, Embodiment и mindfulness: телесность и духовность в групповом консультировании.
Виды и ресурсы психологической поддержки. Основные технологии саморегуляции ведущего группы: до, во время и после групповой работы. Embodiment и mindfulness: телесность и духовность в групповом консультировании. Экзистенциальные аспекты группового консультирования.
Тема 9. Соединение различных направлений, подходов и методов групповой работы в соответствии с собственной индивидуальностью.
Основы соединения различных направлений и подходов: экзистенциально-гуманистический, когнитивно-поведенческий и психоаналитические: эклектика и интеграция. Соединение методик из различных направлений на примере гештальт-подхода. Телесно ориентированные, арт и прочие техники на основе гештальт-терапии. Групповое консультирование и тренинг как средство самовыражения.