«ЛЮДИ СОЗДАЮТ ОРГАНИЗАЦИЮ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ СОЗДАЕТ ЛЮДЕЙ».

СОСТОЯЛАСЬ ПЕРВАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА, РАБОТАЮЩИХ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

20–21 июня 2020 года состоялась первая онлайн-конференция «Люди создают организацию или организация создает людей», проводимая «Институтом транзактного анализа в организациях».

На вопрос: «Что первично — люди или организация?», казалось бы, ответ очевиден: люди. Но на определенном этапе развития организации возникает процесс, когда организация начинает отбор людей: кто ей подходит — тот остается в ней работать, а кто нет — уходит. Напрашивается вывод: не всегда человек определяет то, что происходит с организацией или группой, и, поэтому, не всегда может влиять на эти процессы.

Изначально организацию создает человек-лидер, затем организация развивается и начинает вовлекать людей. Однако наступает такая стадия, когда на базе существующей организации может возникнуть новая организация.

Это – переход естественный и постоянный, и важно понимать, на какой стадии находится организация и какова динамика взаимодействия ее сотрудников: иногда первичен лидер, иногда — организация. Сильная организация может избавиться от лидера, даже если им сделан существенный вклад. В тоже время, наоборот, сильный лидер может воодушевить людей, и они начнут действовать так, что организация поднимется на более высокую ступень.

В данной ситуации каждый из сотрудников должен поставить себе вопрос: хочу ли я быть приверженцем старой организации или я готов помогать ей расти? Не наврежу ли я ей при этом?

В настоящее время специалистов в области транзактного анализа, работающих в организациях с целью помощи сотрудникам найти ответы на вопросы, касающиеся ее развития в целом, либо чего-то конкретного на собственном рабочем месте, становится все больше, и проходившая с 20 по 21 июня 2020 года первая онлайн-конференция «Люди создают организацию или организация создает людей», проводимая «Институтом транзактного анализа в организациях», стала хорошим пространством для обмена опытом, обучения и знакомства. Конференция привлекла интересующихся данным направлением транзактного анализа и показала возможности, которые оно дает для решения практических задач в организациях.

МАСТЕР-КЛАССЫ КОНФЕРЕНЦИИ:
(По материалам сайта онлайн-конференции «Транзактный анализ в организациях»)

– «Как управление рисками помогает работать с тревогой и страхом в организации». Анна Старикова – опыт работы в менеджменте 15 лет, из них 8 –в сфере ИТ на должностях менедж в сфере ИТ на должностях менеджера проектов, бизнес аналитика и Scrum master, член команды проекта «Mental Wellbeing» в компании SoftServe, Сертифицированный Scrum Master (CSM)

Во время мастер-класса участники приглашались к анализу тревоги и страха в организации с позиции Транзактного анализа (концепции Эго-состояний, контаминации, рамки реальности «Frame of reference»). Процесс управления рисками проекта – отличный инструмент для организаций, чтобы снизить такие эмоции, как тревога и страх, в условиях неопределенности. Он дает понятные алгоритмы, структуру для тестирования реальности, анализа возможных стратегий по устранению угроз, снижает неопределенность и открывает перспективу в будущее.

Участники получили возможность научиться процессу идентификации рисков (угроз и возможностей), а также находить способы работы с ними (процесс плана реакций) еще до появления реальных проблем в организации.

– «Предупреждение и разрешение конфликтов в организациях». Ольга Дацко – психолог, тренер, организационный консультант, медиатор, кандидат на СТА в ТА–о, супервизор – Г.Герт, TSTA-o, член УСТА, ITAA, тренер проекта FlyWoman.

На мастер-классе были рассмотрены причины возникновения конфликтов в организациях, структура и динамика конфликта, виды интервенции в конфликт.

Работать с конфликтом можно из разных профессиональных ролей – психолога, управленца, конфликтолога, медиатора и т.п. В зависимости от используемой модели конфликта и набора профессиональных инструментов консультант либо непосредственно имеет дело с конфликтной ситуацией, либо дает соответствующие рекомендации руководителю или участникам конфликта. В любом случае конфликт – с одной стороны, стратегия коммуникации и достижения целей, с другой – целый комплекс индивидуальных переживаний.

На мастер-классе рассматривалось использование инструментов ТА как помощь в усилении возможностей консультанта в работе с конфликтом.

– «Противодействие манипуляциям в деловой среде». Ольга Королевич – кандидат экономических наук, психолог, коуч-тренер, преподаватель в экономических ВУЗах, переговоры в крупнейших международных инвестиционных компаниях бизнес-среды.

Тема страха манипуляций – одна из самых «заряженных» в бизнес-сообществе. На мастер-классе исследовались мифы о манипуляциях с помощью теории Транзактного анализа: что такое манипуляции, в каких сферах они могут приносить пользу, для кого более актуален страх манипуляций, типы манипуляций (Ф. Инглиш, драматический треугольник Карпмана, треугольник Победителя Эйси Чой, POP-мониторинг конфликтов, стиль адаптации «очаровательный манипулятор»: признаки и тактика действий). В результате такого фокуса внимания слушатели могли проанализировать свои ситуации, где они замечали трудности в деловых переговорах, связанные с манипуляциями, и определить варианты действий с позиции Я ОК – ТЫ ОК.

– «Влияние личностных адаптаций лидера на динамику в команде/организации». Тамара Шушкевич – HR-консультант, бизнес-тренер, сертифицированный организационный коуч WIAP (Wiesbaden Academy for Psychotherapy), корпоративный терапевт. Специализация: построение системы здоровых коммуникаций, вертикальное развитие лидеров, развитие команд, поддержание психического/ментального здоровья в организациях.

На мастер-классе участники познакомились с 6 личностными адаптациями, их характеристиками и проявлениями в организационной среде, и рассмотрели, какие из них чаще всего встречаются у лидеров организаций, их «светлые и теневые стороны», а также их влияние на корпоративную культуру, атмосферу в командах и результативность: как эффективнее работать с лидерами разных адаптаций и минимизировать влияние их «теневых сторон» из роли HR, организационного консультанта, корпоративного терапевта, коуча, менеджера.

На примерах реальных кейсов анализировалось, как определенные виды личностных адаптаций ТОП-менеджмента приводят к постоянному выгоранию сотрудников и высокой текучести кадров, недоверию и конфликтам в командах, а также невыполнению бюджетов компаний.

– «Опыт использования теории “эмоциональной грамотности” для установления творческой атмосферы в команде». Станислав Григорьев – менеджер с 17-летним стажем управленческой работы, выпускник 202 курса ТА в консультировании и психотерапии МИР-ТА.

На мастер-классе представлялся практический кейс работы с организацией: первоначальный запрос руководителя команды, программа тренинга, примеры упражнений, отзывы участников после окончания тренинга и оценка эффективности спустя 6 месяцев. При работе с организацией была поставлена цель: наладить взаимодействия, уменьшить игровое поведение между членами команды и руководителями и повысить ответственность за персональные бизнес показатели. Используя ТА как инструмент анализа взаимодействия между людьми, автор воспользовался многообразными и, в тоже время, простыми для понимания принципами ТА для сплоченности отдельно взятой команды. В основу работы легли материалы из книг Клода Штайнера «Сценарии жизни людей» и «Эмоциональная грамотность».

– «Организационный психолог, коуч, HR: в чем разница ролей?». Юля Бадер – организационный психолог-консультант, HR coach и тренер, услуги компаниям по управлению и развитию персонала, авторский курс-практикум «Транзактный Анализ с лёгкостью», обучает IT HR-специалистов в Школе ITHunt.

В последнее время бизнес всё чаще и больше сталкивается с тем, что персонал – важнейший ресурс, его всё время не хватает количественно, резко упало качество специалистов, а рынок труда перегрет и средняя зарплата неуклонно растёт… как же важно, чтобы вместе с зарплатой росла и эффективность сотрудников!

Нанимая HR-специалиста в штат, руководитель часто хочет, чтобы ВСЕ вопросы с персоналом были решены. Мастер-класс помог ответить участникам на такие вопросы, как: может ли HR влиять на мотивацию сотрудников, как увидеть всю картину организации в динамике, как разобраться в сценарии компании, сможет ли HR или коуч проанализировать скрытые процессы?

– «Сценарии: лидер и организация». Роксана Ящук – CTA-P, trainee for CTA-O (Гарри Герт TSTA-o), член Sloventa/EATA/ITAA. Президент УСТА.

Мастер-класс знакомил слушателей с концепцией сценария и показывал, как формируется сценарий организации. От чего или от кого он зависит, и какую роль играет первичный Лидер или Эвгемер. Рассматривалась реальная история организации и ее лидера, а также обсуждалось влияние сценария Эрика Берна на развитие ТА Сообщества.

– «Ролевая модель в организациях». Анна Карпеева – организационный консультант, trainee for CTA-O, адвокат в сфере хозяйственного права.

Роль – это регулирующий принцип, который позволяет нам делать то, что необходимо в конкретной ситуации. В нашей жизни у нас есть несколько ролей (на работе: менеджер, руководитель, в личной жизни: родитель, партнер, друг) и регулярно добавляются новые роли. Как я понимаю организацию? Как организация воспринимает меня? Каждый должен открыть, понять и взять на себя свою роль в системе. На мастер-классе рассматривалась концепция Бернда Шмидта и Гюнтера Мора, обсуждалось понятие роли, модели «мир трех миров» и «мир четырех миров», автономность и контаминация ролей, как активизируются роли, роли в коммуникациях внутри организации.

– «Транзактный анализ в организациях. Презентация направления». Наталия Исаева – сертифицированный транзактный аналитик CTA-Р-EATA, кандидат на звание Сертифицированный транзактный аналитик – Trainee for CTA-O-EATA, руководитель Института «Транзактный анализ в Организациях», Экс Президент Украинской ассоциации Транзактного Анализа.

Мастер класс рассказывал, что такое ТА в Организациях, были показаны примеры работы ТА аналитика в сфере организаций.

Как отметила ведущая, организация возникает, когда один человек или группа решают достигнуть большей цели, чем человек может достигнуть в одиночку. Возникновение организаций немедленно дает толчок системе взаимоотношений. Система означает взаимную, взаимозависимую работу людей, связанных определенными отношениями. Это также касается различных целей, начинаний и интересов людей. Здесь метод ТА подходит для решения многих задач. В каждой организации есть определенная степень открытой и демонстрируемой динамики. Навык системного анализа и понимания процесса динамики поможет измерить организацию, продиагностировать ее, произвести интервенцию и изменить ее. Фокусом внимания могут быть: организационная структура, организационные процессы, организационные балансы, организационная пульсация.

– «Футболки психологических игр и офисные игры». Наталия Клименко – организационный консультант, trainee for CTA-O; trainee for CTA-Р, психолог, психотерапевт, тренер, опыт работы 20 лет.

Люди всегда находят тех, кто хочет играть с ними в их игры. Это похоже на то, что все люди носят футболки, на которых написан их девиз (приглашение к игре): впереди открытый текст, а на спине скрытое послание.

Психологические игры помогают структурировать время и приносят интенсивные поглаживания. От них сложно отказаться. Игра является стремлением к интимности и одновременно способом избегания её. Что происходит, когда люди встречаются в организации и видят футболки друг друга? На мастер-классе рассматривались «офисные игры», их влияние на эффективность работы организации и способы анализа игры. Каждому участнику мастер-класса предоставлялась возможность проанализировать свою личную игру, посмотреть на свою футболку и узнать, как она влияет на отношения с миром и собой.

– «Мой личностный стиль руководства. Роль эго-состояний в бизнесе». Виктория Котова – открытие собственного бизнеса с нуля; более 15 программ обучения для ТОП-менеджмента и персонала компаний по личной и профессиональной эффективности, коммуникациям, ведению переговоров, продажам; тесты и методики по подбору, аттестации и ротации персонала.

Согласно теории Транзактного анализа – есть пять способов взаимодействия с окружающими, которые были трансформированы мной в бизнес-среду:

  1. Контролирующий стиль;
  2. Заботливый/воспитывающий стиль;
  3. Рациональный стиль;
  4. Креативный стиль;
  5. Сотрудничающий стиль.

На мастер-классе участникам была предоставлена возможность пройти авторский опросник «Какой Я руководитель?», базирующийся на теории эго-состояний Э. Берна и построить диаграмму собственного стиля руководства.

– «Групповое имаго: теория и практика применения». Марите Барановска – закончила двухгодичную программу «ТА а организациях и коучинге» в Мир-ТА (Джулия Хей).

На мастер-классе были представлены основные позиции концепции групповых имаго, этапы развития имаго и эффективность концепции в работе с группами. Участники ознакомились с возможностями практического использования имаго в различных контекстах, а также с примером использования концепции на примере кинестетического имаго в работе с клиентом; была предоставлена возможность составить свое имаго и рассмотреть варианты использования концепции в своей практике.

– «Как лидеру удержать свою силу». Людмила Бобух – психолог, психотерапевт, спортивный психолог, автор и ведущая проекта «Я и другие» – работает с группами, с лидерами в организациях и спорте.

Мастер-класс помогал ответить на следующие важные вопросы: что отличает лидера от других членов группы, виды лидерства, как понять, лидер вы или нет, как принять лидерство на себя, в чем риски и ресурсы лидерства, почему люди нуждаются в лидере? Обсуждалось что помогает лидеру быть в ресурсе и справляться как с внутренними сомнениями, так и с внешними препятствиями.

– «”Лестница успеха” Джули Хей, как эффективный метод модерации совещаний». Галина Воропаева – бизнес-тренер, супервизор управленческой практики, автор и ведущая курса «Осознанное управление», аккредитованный консультант программ ЕБРР (организационное развитие).

Проблемы существуют в каждой организации. О них могут знать и не придавать значение – обесценивать в масштабах работы компании. Мастер-класс был посвящен вопросу: как привлечь внимание к проблеме и найти эффективное решение в рамках производственных совещаний? Участникам предлагалось рассмотреть организационные предпосылки неосведомленности о проблематике лицами принимающих решения, ознакомиться с пошаговыми действиями каждой ступени «Лестницы успеха» на примере практического кейса и увидеть на какой ступени риск саботажа участниками совещаний или групповой дискуссии может не привести к результату (успеху).

– «Развивающий Транзактный анализ». Сапабекова Зауреш Келесбаевна – тренер Центра современных психотехнологий и практической психологии Академии Кайнар, практикующий психолог, соучредитель и президент Организации Развития Транзактного Анализа (ОРТА) в Казахстане, член Европейской ассоциации Транзактного Анализа (EATA), член Санкт-Петербургской Организации Транзактного Анализа, директор Института практической психологии и Транзактного анализа “Парасат”, кандидат на звание Сертифицированный Транзактный Аналитик Европейского реестра в направлении Психотерапия (Trainer for CTA-P-EATA).

Во всем мире Транзактный анализ успешно применяется не только в области психотерапии, но также и в бизнесе, коучинге и в обучении. Ведущая совместно с тренером Джули Хей рассказала о сертифицированной программе, направленной на то, чтобы дать возможность специалистам получить международную сертификацию и знания в этих областях, о возможностях получения звания сертифицированного транзактного аналитика в области консультирования (коучинг), образования, организаций. Профессор Джулия Хей (Великобритания) – TSTA-p,o,c,e-EATA (Тренер и супервизор в области психотерапии, обучении, образовании и консультирования Европейской ассоциации Транзактного анализа), экс-президент Европейской ассоциации Транзактного анализа и Международной ассоциации Транзактного анализа, автор серии книг и научных разработок по транзактному анализу

– «Психологические игры в Scrum команде. И как дружат Agile и ТА в высокотехнологичном бизнесе?». Марина Барицкая – психолог, психотерапевт, автор и тренер корпоративных программ по развитию Эмоционального интеллекта и Agile коммуникаций в бизнесе, опыт управления IT и Telecom проектами, участник Agile трансформации бизнеса в компании lifecell.

Мастер-классе помог ответить на следующие вопросы: что общего у Agile и Tранзактного Aнализа, что происходит с компанией после запуска Agile трансформации бизнеса, как роли в методологии разработки Scrum приглашают играть в классические психологические игры, как «не играть» и остаться в эффективном Взрослом?

– «Зачем корпорациям думать о психологическом здоровье сотрудников». Лилия Радюшкина – более 15-ти лет работы на западный Банк, путь от менеджера по работе с физическими лицами до Управляющего директора корпоративного бизнеса, психолог и бизнес-тренер крупных корпораций и бизнес сообществ, преподаватель курса «Самоэффективность» для студентов вузов. На мастер-классе рассматривалось как работа с эмоциональным фоном сотрудников влияет на успешность компании, какова роль психолога в компании, с какими бизнес-запросами чаще всего обращаются за помощью; будущее интеграции бизнеса и психологи.

– «Отсутствие поглаживаний как пассивное обесценивание в организациях». Анна Кохан – кандидат на звание Сертифицированный транзактный аналитик, Trainee for CTA-O-EATA, руководитель проекта 202 курс Института Транзактный анализ в Организациях, организатор обучающих и развивающих проектов в транзактном анализе в психотерапии и в Организации, организационный консультант, психолог, психотерапевт.

Участники мастер-класса вместе с ведущей разбирали вопросы: почему поглаживание финансами, развитием, похвалой – не всегда ключ к успеху, а сотрудники продолжают выгорать и чувствовать себя обесцененными; как поглаживания и обесценивание выглядят в организации; какие единицы внимания могут снижать мотивацию или способствовать; что влияет на индивидуальные потребности и как определить нужные инструменты поглаживаний в коллективе.

– «Организация в изменениях и карантине: кейс организационного ТА консультирования». Елена Ковальчук – организационный консультант, бизнес-тренер, опыт в области обучения и развития частных, государственных и общественных организаций и профессионалов, опыт работы в управлении группой (в том числе дистанционно), сертифицированный организационный консультант и коуч, бизнес-тренер, автор и преподаватель курса «Организационное поведение и ответственное лидерство» в Бизнес-Школе КРОК, в Эдинбургской Бизнес-Школе (Восточная Европа), опыт в консультировании и развитии руководителей по вопросам развития менеджмента, развития потенциала руководителя, развития команды, стресс-менеджмента, баланса жизни и работы, лидерских компетенций, уверенности.

Мастер-класс предлагал рассмотреть кейс организационного ТА консультирования – изменения в производственной компании, связанные с карантином, результатом которого стало решение руководителя изменить систему развития руководителей в организации (кадровый резерв). Участникам предоставлялась возможность ознакомиться с концепциями организационного ТА: «Кривая цикла изменений в организациях» (Кристиансен, Билунд), «Позитивный цикл организационной культуры» (Маунтин, Дэвидсон), рассматривалась возможность применение моделей ТА – «3Р» (3Пи) – Permission, Protection, Potency и «3D» – Динамическая Диагностическая Диаграмма для работы с организациями в изменениях.

– «Анализ психологических контрактов, как диагностика зон конфликтов между отделами и структурными подразделениями в организации». Юлия Градова – сертифицированный тренер по модели Process Communication Model®, опыт в обучении взрослых и проведении тренингов, директор Международного Института Развивающего Транзактного Анализа (МИР-ТА), директор консалтинговой компании «ДА! ТА».

На мастер классе была представлена концепция контракта и многостороннего контракт, ведущая представила авторскую разработку как можно с помощью контракта и анализа каждого уровня контракта диагностировать зоны возможных конфликтных ситуаций, разбирать причины и способы профилактики существующих зон напряжения в рабочих взаимодействиях в организации, как с помощью контракта налаживать сотрудничество и партнерское взаимодействие в организации.

– Мастер-класс «7 экзистенциальных ключей к “замочным скважинам” организаций. Освобождение арестованных ресурсов». Юрий Кравченко – сертифицированный психотерапевт (EAP) и консультант (GLE-international), обучающий психотерапевт (IAPP-WAPP, УСП), M.Ed. (master of education), со-основатель Украинского Института позитивной кросс-культурной психотерапии и менеджмента, Международного Института позитивной кросс-культурной психотерапии и Коучинга Здоровья, автор и со-ведущий Школы Организационного Коучинга.

Как основа в мастер-классе используется концепция Ричарда Эрскина «Замочная Скважина» (интегративный ТА), концепция энергетических источников Клода Штайнера (классическая школа ТА), и экзистенциально-коучинговая перспектива Со-Achievement как философия Внутреннего Партнерства «Маленького Профессора» и Взрослого. Мастер-класс структурирован в виде 7-ми «ключей». Каждый ключ (инструмент, модель) используется нами и нашими коллегами в конкретных видах организационных практик (указаны в кавычках после краткого описания каждого ключа).

Ключ 1. «Замочная скважина» Р. Эрскина в приложении к командам и организациям. Модель 5 «К»-компетенций в работе с «замочной скважиной» (психодинамический коучинг команд, организационный коучинг)

Ключ 2. Расширенная модель Rosemary Napper «Структура-Культура-Динамика-Отношения» и Модель «СoRe». Экзистенциальное понимание культуры и отношений (корпоративная терапия, психодинамический коучинг команд)

Ключ 3. Модель здорового нарциссического лидерства, на основе разработок Отто Кернберг и модель Экзистенциального лидерства на основе экзистенциальных мотиваций в организации «Мочь Быть», «Любить Жить», «Быть Собой» и «Иметь Смысл» Альфрида Ленгле. Операционализация моделей с помощью ТА (экзистенциальный коучинг лидеров).

Ключ 4. Четыре уровня эффективности организационных систем: от Экзистенции к Экономике. Экзистенциальные позиции и экзистенциальные мотивации в организациях (Организационный Коучинг, Экзистенциальный Коучинг)

Ключ 5. Витальные способности и селф-компетентности, обеспечивающие «Любить Жить» и «Быть Собой» в организации. Развитие через Свободного Ребенка, «Маленького Профессора» и Взрослого (экзистенциальный коучинг лидеров)

Ключ 6. Нарративная перспектива Жизненных сценариев команд и организаций, на основе разработок Maria Teresi Tosi в нарративном ТА. Организационная мифология и антропология (системный организационный коучинг, корпоративная терапия)

Ключ 7. Экзистенциальное понимание Жизненного сценария организации и ее участников, на основе разработок Birgitta Heiller и Charlotte Sills в интегративной школе ТА (экзистенциальный организационный коучинг, корпоративная терапия).

В конференции приняли участие:

Гарри Герт (Harry Gerth), Нидерланды – руководитель Института Транзактного Анализа, который предоставляет обучение ТА в сфере организаций, СТА-О- ЕАТА, тренер и Супервизор Европейского реестра в области Организаций.

Гюнтер Мор (Günther Mohr), Германия – руководитель Института коучинга, обучения и консалтинга для клиентов в сфере промышленности, услуг и в социальном секторе, сертифицированный транзактный аналитик Европейского реестра в области организаций, автор более 8 книг и статей по организационному консультированию, коучнигу, СТА-О- ЕАТА, Тренер и Супервизор Европейского реестра в области Организаций – ТSTA-О-ЕАТА.

Йост Леви (Joost Levy), Нидерланды – специализируется в образовательной сфере, психолог в клинической практике, директор P.R.O. consult – coaching – academy in Arnhem the Netherlands, объединяет ТА с психодинамической теорией и практикой в своей преподавательской и консультационной практике.

Дмитрий Дементьев