Психологическая мастерская “Любовь от А до Я. Начнем говорить о чувстве”: впечатления участника
- Поделиться21
- Я рекомендую305
- WhatsApp1
- Одноклассники225
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
«ЛЮБОВЬ ОТ А ДО Я. НАЧНЕМ ГОВОРИТЬ О ЧУВСТВЕ»: ВПЕЧАТЛЕНИЯ УЧАСТНИКА
В «Центре христианской психологии» 13 января 2019 года психологами профессором Б.С. Братусем, Н.В. Ининой и Т.А. Климовой была проведена первая мастерская «Любовь от А до Я. Начнем говорить о чувстве».
Перед участниками мастерской задача состояла в том, чтобы совместно проработать отношения любви, поставить для себя новые вопросы и найти на них ответы, которые придут, возможно, даже не в ходе мастерской, а позже. В процессе работы разбирались такие темы, как: любовь детско-родительская, любовь супружеская, любовь к Богу, любовь к себе. Вопросы, выносимые на обсуждение, формулировали сами участники: «Что означает “любовь к себеˮ и как ее отделить от нарциссизма?», «Любовь и эгоизм: где грань?ˮ, «Любовь условная и безусловная: возможно ли по-настоящему любить человека ради чего-то или за что-то?». Участники мастерской через анализ собственных переживаний и узнаваемых ситуаций из реалий жизни пытались осознать иллюзии относительно любви, почувствовать свои возможности в общении с Другим и обнаружить недостатки, которые необходимо честно признавать и преодолевать.
Тема любви влечет человека и, по мнению проф. Б.С. Братуся, в этом скрыта некая тайна. Профессор привел слова митрополита Антония Сурожского о том, что в каждом человеке есть пространство, которое может быть заполнено только Богом. Это пространство существует и постоянно заявляет о себе. Это пространство, модальность – по-разному его можно называть – может быть заполнено только любовью. Ничем другим его заполнить нельзя; можно подделать. Оно есть, и здесь сложность в том, как это пространство постичь? Оно – как цветок: когда его срываешь он прекращает свое существование. Или же как в фильме «Сталкер»: герои идут по зоне к дому, но напрямую к нему выйти невозможно, нужно пробираться к нему непонятными лабиринтами, хотя на самом деле то, что должно быть – вот оно, перед тобой.
Еще одна сложность, на которую обратил внимание проф. Б.С. Братусь, заключается в том, что Масс-медиа указывают нам однозначно: «Вот оно!» Это подобно тому, как если бы организаторы мастерской заявили: «Мы проведем мастерскую по теме любви, и всё всем будет понятно». Но это не так. Это знание, которое существует в некотором недоумении: и так – не так, и эдак – не так.
Как сказала Наталия Инина, данная тема невероятно глубока и чрезвычайно трудна, она соприкасается с пространством знакомого и родного: она интимна, о ней неловко говорить, и то, что она выносится на мастерскую, является колоссальным внутренним вызовом. Когда мы говорим о своей любви, мы становимся открытыми, незащищенными, уязвимыми – а мир требует от нас совсем другого состояния: удачливости и благополучия. Эта тема нами все время переживается, пытается найти выход и как-то проявиться, но при этом одновременно подавляется и скрывается. Нам хочется говорить о любви, мы хотим слышать вопросы и получать ответы или хотя бы отклики. Это свидетельствует о том, что тема любви в нас очень глубоко живет.
Когда мы произносим: «Люблю», то вкладываем в него собственное понимание любви. Слово «любовь» одно, одни и те же переживания, но в одном случае можно любить так, что мы дарим человеку себя, в другом – помогаем человеку раскрыться, открыть себя. Как понять эту разницу и обнаружить ее внутри себя? Как узнать: ради себя мы любим человека или ради него? Ведь в этот момент и вопрос-то такой не ставится, он даже кажется неуместным.
В моменты, когда мы охвачены этим чувством или даже когда мы совершаем подвиг ради любви, мы до конца не можем понять и осознать, что в нашем чувстве эгоистичного. Здесь уместно задать себе вопрос: «За что я человека люблю?» Задать его не для того, чтобы действительно найти «за что», а чтобы перепроверить себя: чего мне не хватает в этой жизни и действительно ли я люблю этого человека или через него я решаю собственные проблемы?
Наталия Инина, делясь своим психотерапевтическим опытом отметила, что часто случается, когда человек готов что-то менять в своей жизни и у него даже есть сознательная установка к изменению, скажем, выхода из симбиоза в своих отношениях с кем-то или отношений гиперопекающих, или защиты от контакта – совершенной неспособности быть в хоть мало-мальски какой-либо близости с человеком, то видно, насколько мощно у него срабатывают защитные механизмы, какие огромные баррикады строятся на пути к попытке это изменить!
То, что эти механизмы в нас защищают, имеет для человека определенную логику, ценность. В психологии существует понятие – «вторичная выгода невроза». Так, на примере фрагмента из фильма «Фантазии Фарятьева», на мастерской рассматривались ситуации, когда человеку нравится страдать и он в своей жизни сам воспроизводит эти ситуации страдания. Например, когда женщина выбирает только те отношения, в которых она мучается, страдает, играет роль «трагической жертвы», и в какую-то светлую систему отношений она никогда не включится, потому что она не понимает, как это сделать. Даже если она и будет понимать, ее уже не будет радовать эта «поверхностная счастливая женщина»: «Здесь нет той глубины боли. Где здесь трагизм? Где внутренний надлом? Скукота!»
Так, выполняя задания в малых группах, участники мастерской анализировали такие типы сложностей на пути любви, как гиперопека, неумение выражать свою любовь, уход от контакта, созависимость, и рассматривали, какую вторичную выгоду извлекает из них человек. Такой анализ дал участникам мастерской хорошую возможность войти в проблему вторичных выгод и честно их обнаружить у себя.
Если говорить о любви как о выборе (чаще всего неосознанном), то человек может выбрать любовь как невроз, как симбиоз или как отсутствие контакта и т.п., но может выбрать любовь – как преодоление своего эго. В процессе работы можно было прочувствовать, что различные виды дисфункциональной любви в своей глубине чем-то схожи, они имеют некую общую внутреннюю основу. Противостоять этому можно, соблюдая две главные христианские заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37) и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39).
Как отметила Татьяна Климова, нужно понимать, что взрослый и зрелый человек – небезупречен, и то, что было рассмотрено на семинаре как «проблемы любви», присутствует у каждого из нас. Когда мы устаем и у нас недостаточно сил, мы можем снова и снова попадать в такие же ситуации. Этого не надо бояться, это вполне естественно. Важно признать факт этого и понимать, чего нам в этот момент не хватает.
Здесь не идет речь о том, чтобы пытаться в себе что-то изжить, делать вид или стараться быть совершенным. Высокая нравственная цель и стремление к ней обязательно должны быть, но не стоит обольщаться. Речь идет о трезвенном принятии собственных несовершенств. В связи с этим ведущая, делясь своим опытом психотерапии, обратила внимание и на то, что порой возникающее у нас чувство – это не наше личное чувство, оно – результат нашего взаимодействия с Другим. И если оно возникает, то его важно вербализовать. Это часть взрослой, зрелой позиции: мы свое несовершенство принимаем и понимаем, что наша любовь, к сожалению, небезгранична, однако это является важным знаком и для Другого, когда ресурсы у нас закончились: иначе, без вербализации Другой этого может и не услышать.
В завершении мастерской участники в малых группах представляли подготовленные ими небольшие сценки из жизни на тему, какими способами можно миновать преграды на пути любви – как итог предыдущего задания. При этом миновать – не означало обойти их стороной, а наоборот, показать, как можно разрешить их зрело, принимая и переживая их.
Некоторые открытия в любви возможны только на личностном уровне, когда мы живем не по инерции, а в осмысленном состоянии поиска. Личность не формируется извне, она формируется изнутри, поэтому многое зависит от нас самих, на собственный страх и риск. Многие отметили, что в ходе работы у них поменялось внутреннее ощущение и пришло осознание важности встречи в первую очередь с собой и как результат – встречи с Другим.
В заключении мастерской проф. Б.С. Братусь сказал: «Мы, психологи – люди приземлённые, и нам важно понять – как? как любить? Можно знать все теоретические системы, но как пройти этот путь конкретному человеку? Какие найти ходы именно для него? У всех они разные и бывают очень сложные. В этом плане наше усилие разобраться – это усилие не только для нас, но и для того, чтобы этот мир был светел, чтобы по мере наших возможностей он был сияющим. Когда мы с вами погружаемся в изучение темы любви, мы изучаем не какой-то алгоритм, а возможность разных путей двигаться к любви, к этому сиянию».
Ведущие мастерской:
Братусь Борис Сергеевич – основатель и руководитель Московской школы христианской психологии. Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии образования, декан факультета психологии МПИ св. Иоанна Богослова, учредитель и научный руководитель Научно-практического института психологии личности при Московской школе христианской психологии.
Инина Наталия Владимировна – христианский психолог и психотерапевт. Руководитель направления прикладной психологии Научно-практического института психологии личности при Московской школе христианской психологии, сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, старший преподаватель факультета психологии МПИ св. Иоанна Богослова.
Климова Татьяна Анатольевна – христианский психолог, ведущая мастер-классов и тренингов, старший преподаватель факультета психологии МПИ св. Иоанна Богослова.
У каждого человека в Душе звучит музыка, но мы часто её не слышим из-за собственных амбиций. Душа, не нужна там…, она нужна здесь, где современный человек подобно первобытному человеку стоящему перед природной стихией, стоит перед новой её формой “информационными потоками”, которые начисто вымывают мозги, до уровня “крестиков-ноликов”. И религия здесь не поможет. Религия в том числе и научная, нужна тем кто собирается умирать, а психология, в большей степени, тем, кто собирается жить.
Любовь это не чувство , это действие или бездействие , её можно дарить но нельзя культивировать . Другими словами каждый человек это разновидность любви . И ни один из нас не может создать себе подобного , это под силу только Богу.
Мы можем только принять или не принять друг друга . И как результат преумножение или оскудение любви качественное или – и количественное.
Религия в том числе и научная, нужна тем кто собирается умирать, а психология, в большей степени, тем, кто собирается жить. Не согласна. Прежде всего, не религия, а Вера в живого Бога, который есть любовь, нужна живым. Я на своём примере обосную своё несогласие. У меня тяжелая зависимость к человеку, имеющему шизофренический склад ума. “Венчанный” брак и сын инвалид 1 группы (синдром Каннера). Невозможность что-либо изменить, жизнь в семейном аду многие годы. Всё изменило Православие. К сожалению, я пришла к нему поздно, будучи зрелым человеком. Покаянием человек может изменить решение Бога. Исповедь, причастие, чтение священных писаний, искренняя молитва, милостыня, паломничество – всё, чему нас учит церковь и святые отцы – работает. Господь облегчает ношу. А главное, наполняет душу любовью. Не только мою, но и человек, который был, казалось, не способен любить.