Пятница шестой седмицы Великого поста

Сказано: молись, чтобы не внити в искушения касательно веры. Молись, чтобы вместе с демоном хулы и гордыни не внити в искушения самомнением ума твоего. Молись, чтобы по Божию попущению не внити тебе в явное диавольское искушение по причине худых мыслей, какие ты помыслил умом своим и за которые попускаются на тебя искушения. Молись, чтобы не отступил от тебя Ангел целомудрия твоего, чтобы грех не воздвиг на тебя пламенеющей брани и не разлучил тебя с ним. Молись, чтобы не внити в искушение – раздражать одного против другого, или в искушение двоедушия и сомнения, которыми душа вводится в великое борение. А искушения телесные приуготовляйся принимать от всей души и преплывай их всеми членами; и очи свои наполняй слезами, чтобы не отступил от тебя Хранитель твой. Ибо вне искушений не усматривается Промысл Божий, невозможно приобрести дерзновения перед Богом, невозможно научиться премудрости, чтобы Божественная любовь утвердилась в душе твоей. Прежде искушений человек молится Богу как чужой кто. Когда же входит в искушения по любви к Богу и не допускает в себе изменения, тогда вменяется у Бога как бы именующий Его должником своим и как искушений друг; потому что вот исполнение воли Божией, вел брань с врагом Божиим и победил его. Вот что значит сказанное: молитеся, да не внидете в напасть. И еще: “Молись, чтобы в страшное диавольское искушение не внити тебе за кичливость твою; но за любовь твою к Богу да содействует тебе сила Божия и тобою победит врагов своих. Молись, чтобы в искушения сии не внити тебе за порочность помыслов и дел твоих; но да искусится любовь твоя к Богу, и прославится сила Его в терпении твоем”.
Преподобный Исаак Сирин

О СКОРБЯХ И ИСКУШЕНИЯХ

Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению.
Сир. 2, 1

Скорби и искушения признаются Священным Писанием и святыми отцами величайшим даром Божиим.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Искушение не есть зло, но – добро. Оно хороших делает еще лучшими. Это – горнило для очищения золота, это – мельница для сотрения жестоких зерен пшеницы. Это – огонь, истребляющий волчцы и терния, чтобы сделать землю способной к принятию добрых семян.
Святитель Иоанн Златоуст

Бог попускает впадать человеку в грехи из его гордости, самомнения, самонадеянности. Так что где нет такого самомнения и самонадеянности, там не бывает и вразумительных падений. Поэтому, когда случится тебе пасть, спешно беги помыслами к смиренному познанию и уничиженному о себе мнению и чувству, и взыщи Бога через молитву, чтобы снова не пасть. Прибавлю к сему, что не только тогда, когда кто впадает в какой-либо грех, но и когда подпадает какому несчастью, бедствию или скорби, особенно телесной болезни, должно ему разуметь, что сие страждет он, чтобы пришел в самопознание, именно – в сознание своей немощности и смирения. Для этой цели попускаются Богом всякого рода искушения от диавола.
Святитель Феофан Затворник

Душа не может освободиться от искушения иначе, как призывая Иисуса Христа и прибегая к духовному отцу.
Преподобный Симеон Новый Богослов

Когда человек терпит всякое искушение и всякую тесноту по любви к Богу и не ропщет, но всегда благодарит Бога и смиряется, говоря, что праведно страдает за грехи свои; если так всегда будет делать, то таковый от Бога получит прощение грехов своих, и бывают ему искушения виновными спасения души его. Благословен Бог, Который не попускает человеку искуситься более того, сколько может понести, но с искушением подает ему и некоторую силу побеждать оное.
Схимонах Иларий Афонский

У верующего – великое множество благодетельных средств к врачеванию его, к утешению, освящению. Исповедь, святое причащение, богоявленская вода, просфора, антидор, артос, мощи святых, чудотворные иконы, чтение Слова Божия, усердная молитва, призывание на помощь святых и Ангела Хранителя, частое произношение имени Иисусова, помазание святым елеем, крестное знамение: все это для верующего – великое пособие в горе, в унынии, в болезни, при нападении искушений, врагов. Немногие прибегают к этим средствам для своего духовного утешения.
Преподобный Марк Подвижник

Одно есть искушение Божие, другое – искушение диавольское. Диавол искушает человека не для очищения грехов, а для того, чтобы ввергнуть его в большие греховные скверны, сделать мерзким Богу и недостойным Небесного Царствия. Бог, искушая человека, хочет спасения его, диавол – погубления.
Священник Григорий Дьяченко

Когда найдет искушение, не ищи, отчего и для чего оно нашло; но о том позаботься, чтобы благодарно, бесскорбно и незлопамятно перенести его.
Преподобный Марк Подвижник

Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя.
Преподобный авва Дорофей

Искушений устрашаться не должно и не надо наскакивать на них, а какие пошлет Господь – принимать с благодарением; в кресте познается любовь Божия, а не в сладости утешения.
Преподобный Макарий Оптинский

Благодарите Бога за все! Это слово наносит смертельную рану диаволу и во всякой беде и искушении доставляет говорящему сильнейшее средство к ободрению и утешению. Не переставайте же никогда произносить его и научайте тому других.
Святитель Иоанн Златоуст

Искушений никому не избежать, но можно избежать падений.
Святитель Пахомий Великий

Проси Бога не столько о том, чтобы Он избавил нас от настоящих бедствий, но более о том, чтобы Он дал тебе силы перенести их.
Митрополит Иннокентий Московский

Претерпевший же до конца спасется.
Мф. 10, 22

НАДО ТЕРПЕТЬ УМЕЮЧИ

А есть ли нам что терпеть? В этом ни у кого не бывает недостатка. Поприще терпения у всякого широко: стало быть, и спасение у нас под руками. Претерпи все до конца – и спасен будешь. Надо, однако же, терпеть умеючи, а то можно протерпеть – и пользы никакой не получишь. Во-первых, веру святую блюди и жизнь по вере веди, безукоризненную; всякий же случающийся грех очищай тотчас покаянием. Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает. В-третьих, веруя, что все, от Господа нашего исходящее, посылается Им во благо душам нашим, – о всем искренно благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешение. В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности и возбуди в себе жаждание ее, как пития, хотя горького, но целительного. В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, – надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, – все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее утяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. В-шестых, сознай себя стоящим еще и не такой беды, – сознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? В-седьмых, паче всего молись, – и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться – и терпеть нечего.
Святитель Феофан Затворник