Вторник шестой седмицы Великого поста
Вторник шестой седмицы Великого поста
Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Каковы люди на самом деле – никому, кроме Бога, не известно; вернее, что они нечто зыбкое, пластичное, и мы формируем сами, часто по случайному признаку, воображаемую схематическую фигуру и потом сами же или восхищаемся ею, или поносим ее. Надо отказаться от этой точки зрения, что в человечестве есть два враждебных стана, две породы людей – праведные и грешные, предназначенные блаженству и обреченные гибели. Этого нет.
Мы все грешны, все поражены грехом, и за всех нас пострадал Господь. Ему дороги одинаково все, и поэтому Ему принадлежит окончательный суд. Вот почему непосредственно за словами Христа о любви идут слова об осуждении: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1).
Не судите – и вам легче будет тогда полюбить всякого, не судите – и у вас не будет врагов. Смотрите на “врагов” как на больных одной с вами болезнью, как на погибающих; оставьте точку зрения личного суда и станьте на точку зрения Божьего дела в мире…
Осуждением занята вся наша жизнь. Мы не щадим чужого имени, мы легкомысленно, часто даже без злобы, осуждаем и клевещем, почти уже по привычке. Как осенние листья шуршат и падают, и гниют, отравляя воздух, так и осуждения разрушают всякое дело, создают обстановку недоверия и злобы, губят наши души.
Признак недолжного суда – страстность, злобность, безлюбовность от снисходительства к себе, непризнания своей греховности и требовательности к другим.
Осуждение отпадает, если мы вспомним бесконечную нашу задолженность перед Богом. Наше немилосердие, неумолимость, беспощадность к людям заграждают пути Божьего к нам милосердия, отдаляют нас от Бога.
Мудрость жизни, в том числе христианской – не быть требовательным к людям.
Схема отношений к людям часто бывает такова: человек очень нравится, искренно идеализируешь его, не видишь ничего плохого. А вдруг прорвется человек в чем-либо, солжет, расхвастается, струсит… И вот делаешь переоценку, перечеркиваешь все, что видел раньше (и что все-таки продолжает существовать), и выкидываешь человека из своего сердца.
Это неправильный и грешный способ отношения к людям. В основе такого обращения с людьми лежат две неосознанные мысли:
1. Я – вне греха;
2. И человек, которого я полюбил, тоже безгрешен.
Как же иначе объяснить и резкое осуждение других, и удивление, когда хороший, добрый, благочестивый человек согрешит!
А между тем норма отношения к нашим ближним – прощать без конца, так как мы сами бесконечно нуждаемся в прощении. Главное – не забывать, что доброе, что мы ценим – оно остается, а грех всегда тоже был, только его не замечали.
Будем же снисходительнее, любовнее друг ко другу: всем нам так нужна взаимная помощь и любовь, и все наши трудности и горести так ничтожны перед лицом вечности.
ОБ ОСУЖДЕНИИ
Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела; ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответ.
Святитель Димитрий Ростовский
Не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты, как он, преступишь закон, если осудишь его. Ибо Сказавший не прелюбы сотвори (Мф. 5, 27), сказал также: не суди (Мф. 7, 1).
Древний Патерик
Не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому не быть искушенным в том же, в чем искусились они.
Преподобный Исаак Сирин
Не осмеивай и не осуждай впадшего в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в искушение.
Преподобный Ефрем Сирин
Когда что худое в ближней твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть, потому что всякому падению подлежим как немощные.
Святитель Тихон Задонский
Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются.
Преподобный Иоанн Лествичник
Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние неизвестно.
Преподобный авва Дорофей
Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего: ибо последнее есть дело злоречивого, а первое – желающего исправить.
Преподобный Нил Синайский
ОСУЖДАТЬ – ЗНАЧИТ ГУБИТЬ СБОЮ ДУШУ
Преподобный Иоанн Лествичник
Из книги «Чтение на каждый день Великого поста»
Автор-составитель Дмитрий Дементьев