ПОСЕТИЛ ВТОРОЙ СЕМИНАР В ИНСТИТУТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

С 16 по 28 мая в Бирштонасе (Вильнюс, Литва) принял участие во втором семинаре обучения по программе «Экзистенциальная терапия» в Институте гуманистической и экзистенциальной психологии (HEPI).

Участники третьего семинара Института гуманистической и экзистенциальной психологи (HEPI)

Темы семинара:

  1. Консультирование психологических кризисов (16 ч.).
  2. Теории экзистенциальной терапии: Л. Бинсвангер (4 ч.), М. Босс (6 ч.), современный Дазайн-анализ (2 ч.).
  3. Теории экзистенциальной терапии: В. Франкл (6 ч.), А. Лэнгле (4 ч.).
  4. Представление логоанализа (2 ч.).
  5. Введение в феноменологию (8 ч.).
  6. Введение в теорию супервизий (4 ч.).

Кристина Она Полукордене, доктор психологии, психотерапевт

Лекции на тему «Преодоление психологических кризисов» прочла Кристина Она Полукордене, доктор психологии, психотерапевт, основоположник кризисного консультирования в Литве. В процессе занятий обучающиеся рассматривали способы преодоления кризисов и в групповой работе над анализом личного опыта приобретали практические навыки кризисного консультирования.

В контексте рассказа о работе кризисных центров лектор отметила, что данная психотерапевтическая помощь в настоящее время особенно актуальна, когда современный человек живет в ускоренном темпе, в огромном потоке информации, быстрых переменах и повышенной тревожности. «У человека нет времени остановиться и осмыслить какой-либо кризис, пережить тяжелые чувства; ему все время надо бежать, что-то постоянно делать, делать. Мессианский аспект психотерапии – помочь человеку остановиться и преодолеть кризисное событие», – сказала Кристина Полукордене.

Лекции на тему «Введение в феноменологию» читал доктор философии, профессор Далюс Йонкус. По определению профессора, феноменология – это наука об изучении феноменов, явлениях, описанных со стороны через призму переживаний, в которых они могут быть зафиксированы. Иными словами – описание любых фактов, которые нам явлены в переживаниях сознания. В науке о феноменах мы имеем дело с миром, состоящим не из казуальных взаимосвязей и фактов, независимых от человеческого сознания, а описываем опыт мира, не отделимый от жизненного опыта. При этом опыт является не частью мира, а мир нам раскрывается через призму опыта. Постоянная рефлексия, возвращение к опыту – является основным в феноменологии и объединяет разные ее варианты.

Далюс Йонкус, доктор философии, профессор

Как сказал профессор, феноменология пытается реабилитировать сознание, но при этом показывает, что сознание не является субъективистским, но трансцедентальной взаимосвязью в опыте человеческого сознания в структуре своего мира, так как мир дан нам в опыте, он нам является. «Суть феноменологии – это понять или поймать феномены в их сущностном проявлении. Мы должны не просто наблюдать феномены, но исходить из того, как они переживаются в своей данности. Они открывают нам сущностное понимание того, что в них присутствует», – отметил Далюс Йонкус.

По словам лектора, феноменология постулирует укоренение наук в мире и показывает, что не существует объективных факторов, на основе которых возникает множество различных точек зрения, они – субъективны. Все науки основаны на некоторых гипотезах и на определенных моделях, которые сами по себе, с точки зрения самих наук, не могут быть исследованы. При этом факты не просто берутся как объективные, но выборочно строятся на основе человеческой интуиции. Таким образом феноменология противостоит объективистской точке зрения, в которой человеческое присутствие вообще является помехой, как нечто субъективное.

Профессор Далюс Йонкус, говоря о сложности феноменологической философии, указал на то, что это не просто философская теория, но философская практика. Это практика работы сознания, которая присутствует и в книгах, но их нужно уметь читать, основываясь на личностном опыте и собственной интуиции. «Мы должны совершенствовать и развивать практические навыки понимания через самопознание и познание мира явлений. Философские теории являются инструментами этого понимания. И если мы застреваем на самих теориях и не пониманием, на какой опыт они указывают, то мы не понимаем и самих теорий», – заключил профессор.

Роберт Петронис, психолог, психотерапевт, директор Центра экзистенциальной терапии

Занятие по теме «Теории экзистенциальной терапии» вел Роберт Петронис, психолог, психотерапевт, директор Центра экзистенциальной терапии. Он отметил, что в настоящее время существуют различные точки зрения на определение этого подхода: экзистенциальная психотерапия или экзистенциальная терапия? «Нюанс, но дело в том, что термин «экзистенциальная психотерапия» до конца не отражает того, чем она занимается. В психотерапии есть намек на психику – терапия психики. Но экзистенциальный подход – это другое. Рассмотрение жизни клиента, рассмотрение его бытия – все это включается в процесс экзистенциальной психотерапии, и это – уже иной ракурс работы».

Лекции на тему «Логотерапия Виктора Франкла» прочел Гедрюс Маркевичус, доктор психологии, психотерапевт. Как отметил лектор, логотерапия не является новым отдельным методом, но она может выступать как дополнение к любым видам психотерапии, которые в своей парадигме не акцентируют внимания на работе с духовными проблемами. Логотерапия может быть успешно использована при работе с ноогенными неврозами (например, с потерей смыслов или моральными, ценностными конфликтами), с некоторыми видами психогенных неврозов (например, с неврозами страха, навязчивости), а также с переживающими соматогенный невроз (например, умирающие онкологически больные). Врач в таком случае выступает в качестве душепопечителя, но не в контексте «спасения», чем занимается религия, а как помощника человеку осмыслить свою жизнь, и благодаря этому человеку становится легче переносить страдание.

Гедрюс Маркевичус, доктор психологии, психотерапевт

Обсуждая тему смысла жизни, Гедрюс Маркевичус говорил о том, что конечность жизни не делает ее бессмысленной, потому что человек все равно может реализовать свое призвание, свою миссию, и это приносит радость и ему, и его окружающим. В этом случае человек живет полноценной жизнью и в этом обретается смысл. «Не стоит откладывать дела, мы должны что-то реализовать, что-то успеть. Каждый день – это новый вызов, новая возможность, и завтра мы должны делать что-то лучше, чем сейчас. Это и есть осмысленная жизнь», – отметил психотерапевт.

Но и само умирание так же может иметь смысл. Как в произведении Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича», когда герой произведения, умирая, сумел в момент смерти пересмотреть свою жизнь и совершить такие ценностные открытия, которые не усмотрел на протяжении всей своей жизни, и они помогли ему духовно состояться как человеку.

Сравнивая экзитенциальный анализ Альфреда Лэнгле с подходом Виктора Франкла, лектор выявил их отличия. Для Франкла экзистенциальный анализ и логотерапия – одно и то же, а именно нахождение смысла. Для Лэнгле же экзистенциальный анализ – это особое понимание экзистенции, анализ как освобождение и рождение чего-то нового. Экзистенциальный анализ призван к открытию, или нахождению своей внутренней жизни, а логотерапия – к осмысленному ее проживанию. Лэнгле утверждает, что экзистенциальный анализ используется именно в психотерапии, а логотерапия применяется, главным образом, в консультировании и профилактической работе.

Занятия на тему «Введение в теорию супервизий» провел профессор Римантас Кочюнас, доктор психологии, психотерапевт, директор и один из основателей HEPI, профессор Вильнюсского университета, генеральный секретарь Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии (ВЕАЭТ).

Профессор Римантас Кочюнас, доктор психологии, психотерапевт, директор HEPI, генеральный секретарь Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии (ВЕАЭТ)

Профессор рассказал, что супервизии появились в рамках психоанализа в 30-х годах XX века, когда обсуждались практические вопросы аналитика и как они стали постоянной составляющей профессиональной подготовки психотерапевта, а именно, в настоящее время во всех без исключения психотерапевтических школах супервизия является одной из базовых дисциплин высокого профессионального уровня психотерапевта на ряду с получением теоретических знаний и прохождением личной терапии. «Начинать практиковать необходимо под присмотром более опытного специалиста – супервизора, которому психотерапевт может задавать свои профессиональные вопросы», – заключил Римантас Кочюнас. Причем, не только начинающие, но и опытные психотерапевты периодически проходят супервизию у своих коллег, также для расширения кругозора они могут супервизироваться в другой психотерапевтической школе.

Римвидас Будрис, психолог, заместитель директора Института гуманистической и экзистенциальной психологии

Директор HEPI отметил, что количество часов прохождения супервизий в Институте гуманистической и экзистенциальной психологии значительно превышает требования для получения психотерапевтического образования в аналогичных учебных заведениях Европы, что является преимуществом литовского института.

В завершающей части семинара была организована четырехдневная психотерапевтическая группа под названием «Мифологический опыт», ведущий – Римвидас Будрис – психолог, заместитель директора Института гуманистической и экзистенциальной психологии.

Тема группы: «Мифология разностей и противоположностей». Участники анализировали, как они воспринимают совершенно не похожий на их собственный иной мир людей, – с которыми им приходится встречаться в жизни.

В начале работы участники семинара обсуждали свое понимание мифа, чтобы получить его расширенный спектр объяснения. Ведущий группы – Римвидас, помогал, расширяя предложенные варианты. Каждому было дано задание проанализировать восприятие личных трудностей через призму мифов и в какой форме сообщения с миром они находятся в настоящий момент. В завершении участники, как «представители разных миров» (было предложено шесть типов мировоззренческих миров, в соответствии от собственного мифа), работали над выявлением этих трудностей и преодолением их в процессе психотерапевтической работы в группе.

Как сказал Римвидас Будрис: «Согласно идее философа А.Ф. Лосева, высказанной в его книге “Диалектика мифаˮ, чудо – это знамение вечной идеи личности, но личностью не рождаются, а становятся, затратив для этого много времени и приложив большие усилия, следуя различными путями, в том числе и через все разнообразие мифов».

На лекции в Институте гуманистической и экзистенциальной психологи (HEPI)

Коротко об экзистенциальной терапии

(по материалам сайта Института гуманистической и экзистенциальной психологии)

Цель экзистенциальной терапии – помочь человеку понять свою жизнь и свои способы ее проживать, постичь тайну парадоксов и дилемм, найти осмысленные пути создания будущего.

Для экзистенциальной терапии характерны два важнейших момента. Во-первых, понимание человека как бытия-в-мире или как непрерывного процесса жизни. Акцент делается на связанности человека с разными контекстами своей жизни (с миром). Психотерапия направлена не столько на изменение личности, но в большей мере на более глубокое и широкое понимание своей жизни.

Во-вторых, экзистенциальная терапия пытается понять жизнь человека через анализ его взаимодействия с универсальными экзистенциальными условиями («экзистенциальными данностями»), среди которых самыми важными являются «вброшенность» в мир; бытие-с-другими; конечность жизни; свобода, ее границы и ответственность за нее; тревога и напряжение; время как настоящее, включающее прошлое и будущее; смысл и бессмыслие.

Учебная программа «Экзистенциальная терапия» (HEPI)

Учебная программа «Экзистенциальная терапия» соответствует требованиям Европейского сертификата психотерапевта, апробирована Литовским психотерапевтическим обществом и кафедрой клинической и организационной психологии Вильнюсского университета. Программа подготовлена профессором Р. Кочюнасом.

Цель Базового курса – познакомить учащихся с теоретическими и практическими основами экзистенциальной терапии, развивать навыки консультирования и психотерапии. Kурс включает теоретические лекции, групповые и индивидуальные занятия практической психотерапевтической работы, анализ случаев консультационной/психотерапевтической работы.

После успешного завершения обучения выдается сертификат, свидетельствующий об ознакомлении с основами экзистенциальной психологии и психотерапии, о повышении психотерапевтической квалификации, а также дающий право продолжать обучение на Профессиональном уровне программы «Экзистенциальная терапия».

Базовый курс рассчитан на два года и составляет 586 аудиторных часов, Профессиональный – также два года и 680 аудиторных часов.

Программа базового курса:

1. Теории экзистенциальной психологии и терапии (Ludwig Binswanger, Medard Boss, Viktor Frankl, Alfried Längle, Rollo May, James Bugental, Ronald Laing, Emmy van Deurzen, Ernesto Spinelli) (60 ч.);
2. Основы психиатрии (32 ч.);
3. Экзистенциальная терапия: философские основы, теория, процесс (42 ч.);
4. Основы психотерапии (32 ч.);
5. Экзистенциальная философия (28 ч.);
6. Преодоление психологических кризисов (16 ч.);
7. Феноменологическая психология: метод терапевтического исследования и позиция терапевта (16 ч.);
8. Специфические случаи в консультировании и психотерапии (8 ч.);
9. Экзистенциальный анализ сновидений (12 ч.);
10. Введение в феноменологию (8 ч.);
11. Психология и религия (8 ч.);
12. Библиотерапия (8 ч.);
13. Дилеммы профессиональной этики (8 ч.);
14. Введение в теорию супервизий (4 ч.);
15. Групповой психотерапевтический опыт (96 ч.);
16. Cупервизия практического консультирования/психотерапии в группе (80 ч.);
17. Личная индивидуальная терапия (40 ч.);
18. Обсуждение заключительных теоретических работ (40 ч.);
19. Обсуждение заключительных практических работ (40 ч.);
20. Обсуждение индивидуальных супервизий (6 ч.);
21. Обсуждение личной терапии (2 ч.).

Дмитрий Дементьев